Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт Папковой Татьяны Алексеевны

Воскресенье, 05.05.2024
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: ГЕРАСИМ И ДВОРНЯ. ГЕРАСИМ И БАРЫНЯ. ГЕРАСИМ И ТАТЬЯНА
 Цели: Обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Гера­сима; выявление душевной щедрости, высокой человечности, чуткости ге­роя; нравственного уродства других обитателей дома барыни. Формирование навыка составления письменного рассказа о герое, лек­сической работы, работы с иллюстрациями. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: краснобайство, никчем­ность, паразитизм, забитость, ограниченность, бессловесность и др.
 ХОД УРОКА
 I. Оргмомент.
 II. Актуализация опорных знаний.
 1. Анализ фрагмента рассказа от слов «Так прошел год...» до слов «Дело было к вечеру...».
 • Какую характеристику дает автор барыне? Барыня — вдова. Она живет уединенно, «окруженная многочисленною дворней». «Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко». В прошлом у нее было мало радости, да и настоящее приносило одни огорчения: «Она... доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».
 Слово учителя
 • Все герои рассказа имеют свои имена, порой даже значащие, кроме ба­рыни. Почему барыня в рассказе названа «причудливой старухой»? В образе «причудливой старухи» находит отражение уродливое явле­ние русской жизни начала XIX в., порожденное крепостным правом. Образ героини является собирательным, то есть включающим характер­ные черты определенного явления.
 • О чем свидетельствует замечание писателя, характеризующее порядки в доме барыни: «...был даже один шорник, он же считался ветеринар­иным врачом и лекарем для людей...»?
 Лексическая работа
Шорник — тот, кто изготавливает шорные изделия, ременную упряжь, конскую упряжную сбрую. Жизнь дворовых людей в доме барыни ничего не стоит: человек, ниче­го не понимающий в медицине, считается одновременно и ветеринарным врачом, и лекарем. И.С. Тургенев, характеризуя отношения барыни к дворовым людям и челяди между собой, употребляет слова глумиться, шпынять. Подберите синонимы к данным словам. Что рассказывают эти слова о порядках в доме?
 2. Проверка домашнего задания. Рассказ об обитателях барского дома.
- Почему барыня решила женить Капитона? Таким образом барыня хотела наставить Капитона на путь истинный, Избавить от страшного порока — пьянства.
 - Задумывалась ли барыня о том, что может сделать героев несчастными?
- Почему «неожиданное распоряжение» барыни «озадачило» дворецкого Гаврилу?
 - Выразительное чтение по ролям эпизода «Беседа дворецкого с Капитоном и Татьяной».
- Каким тоном говорит Капитон? Как это характеризует героя? Герой сначала ведет себя вызывающе, затем тон его речи становится плаксивым и брюзжащим. Герой труслив и ограничен, но при этом скло­нен к краснобайству, любит щеголять разными учеными словечками. Его никчемность и паразитизм проявляется в разговоре с Гаврилой и «мрач­ным» приятелем. - В каком значении употреблено слово красноречие в контексте? Лексическая работа
 • Объясните значение слов: красноречие, краснобайство.
• Какие качества характера Татьяны проявляются в беседе с дворецким? Лексическая работа
• Объясните значение слов: покорность, безропотность, забитость, бес­словесность.
 • Как проявляется отношение автора к героям в этой сцене?
 • Для чего, рассказывая о Капитоне, писатель постоянно прибегает к умень­шительно-ласкательным суффиксам? (Капитон «...поставил правую ножку крестообразно перед левой...»; «Капитон только плечиками пере­дернул»; «Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки»).
 • Почему о Татьяне в рассказе сказано, что она «белокурая», а о Капито­не — что у него «белесоватые волосы»? В авторских ремарках звучит иронически-сатирическая интонация при характеристике Капитона, сочувствующая — при характеристике Татьяны.
 • Какие качества характера Герасима проявляются в его отношении к Татьяне?
 • Как Герасим расправляется с обидчиками Татьяны?
 • Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Ге­расима?
 • Какие качества характера Капитона проявляются в его отношении к Татьяне?
 • Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?
 • Какой эпитет сопровождает высказывания автора о Татьяне?
 • Выразительное чтение эпизода «Опьянение Татьяны».
• Какие поступки свидетельствуют о глубоких переживаниях Герасима?
 • Какие детали портрета дополняют картину душевных страданий Гера­сима? Взгляд героя, его горькая усмешка, тяжелая поступь красноречивее многих слов рассказывают о глубоком разочаровании и обиде.
 - Как ведет себя Герасим после этого случая? Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя. Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на доро­ге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь», стараясь отвлечь­ся от тяжелых дум. Герасим — сильный и волевой человек, который умеет управлять свои­ми чувствами. О его страданиях можно судить лишь по внешним призна­кам.
 • Чьими глазами мы видим отчаяние Герасима? Форейтор Антипка наблюдает за Герасимом, не сочувствуя ему, а пуга­ясь его отчаяния.
 • Определите, в чем состоит сходство характеров Герасима и Татьяны?
Герасима и Татьяну объединяет трудолюбие, ответственность, терпе­ние, искренность.
 3. Итоги урока.
• Выразительное чтение эпизода прощания Герасима с Татьяной.
 • Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок...».
• Как относятся к происходящему Капитон, Гаврила, Антипка, кастелянша?
Герои готовы на любую подлость, лишь бы угодить барыне. Они злорад­ны и равнодушны. Слово учителя Великодушие Герасима — свидетельство нравственного превосходства его над окружающими. В трудную для него минуту он нашел силы помочь дру­гому, согреть его душу. Испытания не согнули, а закалили Герасима, вызвав к жизни дремавшие силы, внутренний протест, стремление к независимости.
 4. Домашнее задание.
 Составить художественный пересказ фрагмента от слов «Дело было к вечеру» до слов «Так прошел еще год...». Приготовить пересказ эпизодов: «Пропажа Муму», «Муму вернулась», «Барыня «умирает». Ввести в пересказы описание жестов, поз, мимики героя.
 
 
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: ГЕРАСИМ И МУМУ
 Цели: Сопоставление истинных и глубоких чувств Герасима с фальшивыми переживаниями барыни; выявление отношения автора к барыне и барско­му окружению, постижение глубины и содержательности чувств Гераси­ма, смысла противопоставления его цельной, мужественной и чистой на­туры нравам господских прихвостней; осмысление изменений в душе Герасима: от покорности, беспрекословного подчинения барской воле к утверждению себя как личности. Формирование навыков выразительного чтения, художественного пе­ресказа, работы с иллюстрациями, лексической работы. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления художественной идеи рассказа.
ХОД УРОКА
 I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания. Художественный пересказ от слов «Дело было к вечеру...» до слов «Так прошел еще год...»
. • Какая перемена происходит в настроении Герасима после появления Муму? «Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то ра­достным и тихим сном». «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Гера­сим за своей питомицей». - Почему Герасим с нежностью относится к Муму? Герасим одинок. У него отняли родной дом, отняли Татьяну. Герой ис­пытывает потребность заботиться о ком-то, чувствовать, что в нем нужда­ются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму. Жизнь для не­го наполнилась новым содержанием — заботой о дорогом существе.
 • Выразительное чтение эпизода от слов «Так прошел еще год...» до слов «Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека»
. • От чего зависит отношение барыни ко всем окружающим?
 - Почему окружающие боялись веселого расположения духа барыни?
- Что вызвало веселое расположение духа барыни?
 • Как относится автор к героине в этот момент? Автор заранее готовит читателя к ироническому восприятию всех пере­живаний барыни. Достаточно увидеть ее, расхаживающую по гостиной со сладкой улыбкой на сморщенных губах, чтобы почувствовать отношение автора к барыне.
 • О каких качествах характера героини свидетельствует изменение ее то­на в обращении к Муму? .
Лексическая работа
Лицемерие — отрицательное моральное качество, когда заведомо без­нравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и челове­колюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, ис­кренности.
 • Почему так резко изменилось настроение старухи? Как это характери­зует героиню?
Слово учителя
На фоне всеобщего лицемерия, холодной жестокости особенно глу­бокими кажутся чувства Герасима, его страдания и душевные муки, ярко выраженные в сценах пропажи и возвращения Муму.
 2. Проверка домашнего задания.
Пересказы эпизодов: «Пропажа Муму», «Муму вернулась», «Барыня «умирает».
• Назовите глаголы, передающие отчаяние Герасима. Бегатьу искать, кликать (по-своему); бросился, выскочил, обратился (к людям); побежал, вернулся, окинул (взором крыльцо), отвернулся и промычал (еще раз: «Муму!»)...пошел прочь... он схватил Муму, стиснул ее (в своих объятиях...)
. • Выразительное чтение эпизода от слов «Неизвестно, о чем происходил у них разговор... до слов «Толпа разошлась...».
 • Какие глаголы передают отношение Герасима к барской челяди? Герасим опустил глаза (он не хочет, чтобы окружающие видели в них боль); встряхнулся (трудно поверить в происходящее); значительно ударил себя в грудь; презрительно усмехнулся; захлопнул дверь (он с трудом одерживает отвращение к этим людям и желает как можно скорее закон­чить мучительную для него сцену). Герасиму невыносимо тяжело, он испытывает сильнейшее душевное потрясение.
- Почему у Герасима созрело решение самому убить Муму? Человек сильной воли, он не может отстраниться, чтобы не мучить себя. Герасим хочет уберечь беззащитное животное от жестокости верных холопов барыни.
3. Анализ рассказа.
 Выразительное чтение от слов «Спустя час после всей этой тревоги...» до слов «...далеко назади к берегу разбегались какие-то широкие круги».
 • Какие слова передают сочувствие автора к Герасиму?
 • Как восприняли дворовые люди произошедшее?
 • Выразительное чтение от слов «Ерошка, как только Герасим скрылся у него из виду...» до слов «Все посмеялись над Степаном...». Дворовые показаны как соучастники свершившегося. Эти люди чер­ствы и равнодушны. Они воспринимают Герасима как чудака, над кото­рым можно только посмеяться.
• Выразительное чтение от слов «А между тем в ту самую пору...» до кон­ца рассказа. • Что заставило Герасима уйти из дома барыни после того, как он выпол­нил ее приказание? Герасим ощутил на себе разрушительную силу жестокой власти, его чувства, сильнее привычного страха перед барыней: чувство попранного человеческого достоинства; тоски по земле, от которой его насильственно оторвали; непреодолимого отвращения к злу и равнодушию, с которыми он столкнулся в барском доме.
• Найдите слова, передающие решимость Герасима. «Он шел... с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе ра­достной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жад­но и прямо устремились вперед».
 • С кем сравнивает автор героя? Почему? Сообщение учащегося о льве как символе храбрости и обновления.
 • Какое настроение героя передано через описание природы?
 - Выразительное чтение от слов «Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла...» до слов «...видел в небе несчетные звезды, светив­шие его путь». Описание природы передает новое радостное настроение душевного обновления героя, не согнувшегося под тяжестью страданий, а выпрямив­шегося, окрепшего в жизненных испытаниях, сумевшего найти в себе си­лы сохранить лучшие человеческие качества и остаться «самым замеча­тельным лицом» среди людей, окружавших его.
 - Что помогло Герасиму почувствовать себя свободным? Герасим почувствовал себя свободным потому, что, несмотря на испы­тания, он сумел сохранить в душе свой великое чувство любви к родной земле, родному дому: «Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях...»
 • Действительно ли «освободил» себя Герасим от барыни? Герасим освободился лишь внутренне, сбросив с себя гнет рабской пси­хологии, но его жизнь, жизнь крепостного крестьянина, по-прежнему за­висела от капризов и прихоти владелицы.
 4. Итоги урока.
 Слово учителя
Следует отметить, что в художественной литературе немного найдется произведений, где животное описано с такой любовью, как в рассказе Тургенева. История с Муму — история глубокой привязанности одинокого челове­ка к собаке и жестоких обстоятельств, в которых его чувство проверяется.
• Почему рассказ И.С. Тургенев назвал «Муму», а не «Герасим»?
Муму — единственное слово, которое произносит Герасим в рассказе. Только так он может выразить свою любовь к Татьяне, нежность к Муму, презрение к господским прихвостням, людям, испорченным порядками барского двора, где все основано на интриге, наушничестве, подлости. В этом «муму» звучит стремление к утверждению себя как личности, к осознанию своего права на решение собственной судьбы.
 • Дворовый человек Андрей «остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей». Как вы полагаете, почему И.С. Тургенев дал иную, чем в реальной жизни, развязку? И.С. Тургенев испытывал уважение и сострадание к простым людям, ненавидел крепостное право и верил в светлое будущее России. Он пони­мал, что в народе зреет немой протест, который в скором времени перерас­тет в решительные действия
. 5. Домашнее задание.
Выразительное чтение эпизода от слов «Дело было к вечеру...» до слов «...то вдруг налево, при малейшем стуке за дверями...».
 Урок литературы в 5 классе
Тема урока: ПОДГОТОВКА К АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА РАССКАЗА «МУМУ»
Цели: Обобщение и систематизация полученных знаний, обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование умения отбирать наиболее важные для понимания ху­дожественной идеи произведения эпизоды, выявление творческого потен­циала учащихся. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе составления синонимического ряда к слову добрый.
 ХОД УРОКА
 I. Оргмомент
 II.Проверка домашнего задания.
 III.Выбор эпизода для анализа.
1. Выразительное чтение эпизода от слов «Дело было к вечеру...» до слов «...то вдруг налево, при малейшем стуке за дверями...».
• Почему этот эпизод является важным для понимания художественной идеи произведения?
2. Подготовка к анализу эпизода.
Заполнение правой колонки табли­цы.
Составление общей характеристики произведения.
План анализа эпизода
Рабочие материалы к сочинению
Общая характеристика произведе­ния1852 г. — время создания. Герасим и Татьяна, Муму, барыня. Воплоще­ние в образе немого Герасима стрем­ления народа к внутренней свободе
Место эпизода в сюжете произведе­ния (время создания, главные герои, художественная идея)Развитие действия |
Функции эпизода (прояснение той или иной мысли автора, раскрытие характеров действующих лиц, соз­дание определенного настроения у читателя)Прояснение мысли автора, раскры­тие характера Герасима
Место и время действия в эпизодеВесна, берег реки
Способ организации текста (диалог, монолог, их функция)Монолог повествователя
Как раскрывается характер Герасима в эпизоде? Какой герой?Добрый, благодушный, гуманный, добросердечный, душевный, ласко­вый, милостивый, мягкосердечный, отзывчивый, простодушный, участ­ливый, чуткий, внимательный, душевный, отзывчивый, участли­вый, чувствительный, заботливый

- Когда И.С. Тургенев написал рассказ «Муму»?
Рассказ «Муму» И.С. Тургенев написал в 1852 г., находясь под арестом за публикацию некролога, посвященного Н. В. Гоголю. После освобожде­ния он читает «Муму» своим друзьям в Петербурге.
 • Какова художественная идея рассказа? И.С. Тургенев чувствовал безграничные силы русского народа, верил в то, что его долготерпению придет конец. Эта мысль находит воплощение в образе немого Герасима, стремящегося к утверждению себя как лично­сти, к осознанию своего права на решение собственной судьбы.
 • Определите место эпизода в сюжете произведения.
 • Какова функция эпизода? Функция эпизода состоит в прояснении мысли автора, раскрытии ха­рактера Герасима. Автор подчеркивает доброту героя, его умение состра­дать слабому.
 • Охарактеризуйте место и время действия в эпизоде. События происходят ранней весной. Это время пробуждения природы, время обновления души человека.
 • Каков способ организации текста? (Монолог автора)
• Назовите слова, которыми автор описывает собачонку.
• В описании какой героини рассказа звучит слово бедная?
 • Случайно ли такое совпадение? Совпадение не случайно, поскольку и Татьяна, и собачка беззащитны, нуждаются в помощи и участии.
 - Почему Герасим, найдя щенка, «пустился большими шагами домой»? Герасим почувствовал, что у него наконец появилась семья, и спешит скорее к родному дому, где и должна жить семья.
 - Какие чувства посетили немого дворника, приютившего спасенную со­бачку?
 - Какие точные слова находит автор для характеристики отношения Ге­расима к Муму?
- Как Муму, привязавшаяся к своему спасителю, помогала ему?
• Как описывает автор собачку в эти моменты?
 • Почему части рассказа о Татьяне и о том, как Муму попала к барыне начинаются одинаково: «Так прошел год...»?
• Как раскрывается характер Герасима в данном эпизоде?
• Составьте ряд слов, которыми можно описать героя.
 • Конструирование начала сочинения.
 Рассказ «Муму» И.С. Тургенев написал в 1852 г., находясь под арестом за публикацию некролога, посвященного Н.В. Гоголю. После освобожде­ния он читает «Муму» своим друзьям в Петербурге. «Так отвечал Турге­нев на постигшую его кару, продолжая без устали начатую им деятельную художническую пропаганду по важнейшему политическому вопросу того времени», - вспоминал П.В. Анненков. И.С. Тургенев чувствовал безгра­ничные силы русского народа, зерил в то, что его долготерпению придет конец. Эта мысль находит воплощение в образе немого Герасима, стремя­щегося к утверждению себя как личности, к осознанию своего права на ре­шение собственной судьбы. Наиболее важным для понимания художественной идеи рассказа явля­ется эпизод спасения Муму.
• Конструирование финала сочинения.
 В данном эпизоде проявляется доброта, отзывчивость, человеколюбие главного героя, «самого замечательного лица» из всей дворни.
4. Домашнее задание.
 Написать сочинение-анализ эпизода спасения Муму.