Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт Папковой Татьяны Алексеевны

Воскресенье, 05.05.2024

Русский язык. 9 класс.

ССП

1. Укажите неверное утверждение.

            А. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ.

            Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.

            В. В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.

            Г. Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий второстепенный член.

            Д. По характеру союза и значению ССП также делятся на три группы.

2. Найдите сложные предложения.

            А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

            Б. Допевали петухи, ночь мешалась с днем.

            В. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

            Г. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

            Д. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

            Е. Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой.

3. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

            А. Пыль вихрем неслась по дороге и месяц совсем затуманился.

            Б. Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.

            В. Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.

            Г. Я бродил подолгу и видел много примет осени.

            Д. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

            Е. Но жизнь не зря зовут борьбой и рано нам трубить отбой.

4. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.

            А. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде.

            Б. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

            В. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

            Г. Послали его с донесением, да время очень тревожное.

            Д. Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

            Е. Парнишка упал, однако он не был убит.

            Ж. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

5. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).

            А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

            Б. Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.

            В. В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака.

            Г. Здесь краски не ярки и звуки не резки.

            Д. В полях реки текут голубые и цветы возле них разные.

            Е. Солнышко село и зорька погасла.

6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

            А. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.

            Б. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

            В. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

            Г. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

            Д. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

            Е. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме:                (знаки препинания не расставлены).

            А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

            Б. Мы усталые и голодные но совершенно счастливые и мир прекрасен.

            В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

            Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

8. Найдите правильный ответ.

            А. Человек всегда был и будет самым любопытным явлением.

            Б. Человек всегда был и будет самым любопытным явлением.

            В. Человек всегда был и будет самым любопытным явлением.

            Г. Человек всегда был и будет самым любопытным явлением.

9. Укажите правильный разбор слова по составу:

            А. брось

            Б. брось

            В. брось

            Г. Брось

10. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

                                                                       а)         б)        в)         г)

            мирово..рение                                   з          зз         зз         з

            прогре..ивный                                   сс        с          сс        с

            гумма..ый                                           нн      нн       нн       н

            труже..ик                                            нн      нн       н          н

            совреме..ик                                         н        н          нн       н

11. Укажите предложение с грамматическими ошибками.

            А. В обоих квартирах было темно.

            Б. У нас совсем нет времени.

            В. Мы были в восторге от декораций в «Вишневом саде».

            Г. Это произведение более худшее.

            Д. Она ложит продукты в холодильник.

            Е. Я удивляюсь его силе.


Вариант 2

1. Укажите неверное утверждение.

            А. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

            Б. Обычно части союзного сложного предложения разделяются запятой.

            В. Вводные предложения всегда являются частью сложного предложения.

            Г. В ССП ставится точка с запятой при сильной распространенности и большой самостоятельности частей.

            Д. Частями ССП могут быть распространенные и нераспространенные предложения..

2. Найдите сложные предложения.

            А. Мы с тобой играли вместе, пыль топтали у завалин.

            Б. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.

            В. Приближается рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

            Г. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

            Д. Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным.

            Е. Учитель, проверив тетради, раздал их ученикам.

3. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).

            А. Придя на это страшное место он легко проскользнул вперед и снова увидел то же самое.

            Б. И ветер дул и туча росла и глухо ворчала.

            В. И скучно и грустно и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.

            Г. В комнате тревожно и часто звонил невидимый сверчок.

            Д. Сорвется яблоко и от падения настороженно вздрагивал сад.

            Е. Солнце докатилось до края степи и растеклось по небу алым заревом.

            Ж. Григорий шел глядя по сторонам и думал о чем-то своем.

4. Найдите, в каких примерах части ССП связывает соединительный союз.

            А. Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.

            Б. Не только взрослые, но и дети работали в саду.

            В. Не то скрипнула дверь, не то мне это показалось.

            Г. Он никогда не плакал, зато временами находило на него упрчмство.

            Д. Месяца  не было, звезды тоже не светили.

            Е. Ветер усиливался, но мы этого не замечали.

            Ж. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

5. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).

            А. Сейчас брызнет майский дождь и начнется весенняя гроза.

            Б. Сверху жарко палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

            Взвали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

            Г. За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.

            Д. Стонут орлы и поблекла трава в сентябре.

            Е. Отец любил порядок и порядок любил его.

            Ж. Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли товарищей.

6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.

            А. Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.

            Б. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.

            В.Тяжелые грозди сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.

            Г. Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.

            Д. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.

            Е. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.

7. Укажите предложение, соответствующее схеме:               

            А. Он неумелый, но добрый, и поэтому все его любят.

            Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодку, ни лодочника.

            В. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

            Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

8. Найдите правильный ответ.

            А. Любящие порицать других не способны к дружбе.

            Б. Любящие порицать других не способны к дружбе.

            В. Любящие порицать других не способны к дружбе.

            Г. Любящие порицать других не способны к дружбе.

9. Укажите правильный разбор слова по составу:

            А. идите

            Б. идите

            В. идите

            Г. идите

10. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

                                                                       а)         б)        в)         г)

            пр..вилегированный                          е         е         и          и         

            ид..ал                                                   е        и         и          е

            эш..лон                                                е        и         е          е

            пр..образовать                                    е         е         и          е         

            през..дент                                            е        и         е          и

11. Укажите предложения с грамматическими ошибками.

            А. Трест организовал и руководит предприятиями.

            Б. Несколько ребят вышло из леса.

            В. Выставка-просмотр открыта ежедневно.

            Г. Он хорошо ездит на велосипеде.

            Д. мать знакома с обеими моими подругами.

            Е. Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

            Ж. Заведующий фермой Иванов возразил против этого предложения.